Дмитрий Медведев и Надежда Жилкина обсудили работу кадрового резерва Астраханской области

Дмитрий Медведев и Надежда Жилкина обсудили работу кадрового резерва Астраханской области

30 мая 2013

Дмитрий Медведев и Надежда Жилкина обсудили работу кадрового резерва Астраханской области

В среду в Москве состоялась встреча премьер-министра Д.А. Медведева с участниками программы кадрового резерва. На встрече, в частности, обсуждались результаты и перспективы реализации федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2015 годы)

Перед главой российского правительства с предложениями по модификации кадрового резерва выступила заместитель министра спорта и туризма Астраханской области Надежда Жилкина.

Она предложила Д.А. Медведеву продумать возможность вертикального перехода из одного резерва в другой. Премьер согласился, что такая проблема существует, а также предложил продумать данное предложение и попробовать его осуществить.

Предлагаем вашему вниманию отрывок стенограммы встречи Дмитрия Медведева и выступления Надежды Жилкиной:

Н.Жилкина: (заместитель министра спорта и туризма Астраханской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Участники встречи! Позвольте поддержать коллегу с его предложениями из высшего кадрового резерва. Я Жилкина Надежда, заместитель министра спорта и туризма Астраханской области, включена в резерв и направлена на обучение губернатором региона. Я тоже проходила вместе с Константином обучение по высшему уровню резерва, в апреле закончила.

Повторюсь, но хочу сказать спасибо Академии народного хозяйства и госслужбы за нестандартный подход к организации нашего обучения и отдельное спасибо Правительству за реализацию программы, возможность вообще получения обучения, подготовку резерва как такового. Теперь хочу высказать несколько предложений, связанных тоже с работой. Мы одну работу с Константином писали, связанную с элитами, кадровым резервом как таковым в нашей стране. У нас уже на сегодняшний день существуют резервы – и муниципальный, и региональный, субъектовый и федеральный соответственно. Уже продуманы механизмы работы с резервами, включение в этот резерв. Постоянно ведётся какая-то нормативная деятельность в этом отношении и на уровне субъектов, и на уровне страны, Федерации, где-то около 100 тыс. человек находится во всех этих видах резерва. Однако на сегодня не продуман переход вертикальный так называемый из одного уровня в другой. То есть человек из муниципального в региональный и из регионального в федеральный может попасть только по счастливой случайности, если руководитель того или иного уровня вышестоящего его заметит на совещании, заседании, в рамках реализации какого-то проекта.

Могу на собственном примере это сказать, потому что я работала в муниципалитете в одном из районов Астраханской области. На совещании в рамках встречи с министром экономического развития региона предложила программу по развитию, связанному с муниципалитетами нашего конкретного района, была включена в кадровый резерв региона, и, соответственно, предложили потом должность в Министерстве экономического развития. Такие подарки судьбы и случайности, к сожалению, не у всех в жизни возникают, и очень много амбициозных, грамотных, креативных, творческих, профессиональных чиновников того или иного уровня не могут реализовать свой потенциал, и страна тоже теряет в целом от того, что не могут люди себя реализовать.

Д.Медведев: А как лучше сделать это, Надежда, скажите мне?

Н.Жилкина: Я думаю, что нужно на каком-то законодательном, нормативном уровне продумать возможность перехода. Уже существует в Правительстве федеральный кадровый портал, на котором тоже вполне можно какие-то схемы увязать с Открытым правительством, электронными какими-то видами подачи документов… Но на сегодняшний день можно попасть в резерв, если тебя кто-то рекомендовал, в основном вышестоящий руководитель, а если сам хочешь пойти дальше, не всегда ты можешь руководителя уговорить, не всегда сам руководитель заинтересован…

Д.Медведев: Руководитель далеко не всегда заинтересован в этом, он просто не хочет, чтобы вы уходили, например, и всё.

Н.Жилкина: Да, не всегда заинтересован. И если говорить о вертикальных переходах, на мой взгляд, было бы полезно ещё людям иметь возможность перехода горизонтального, например, работая в одном регионе… Но у нас очень редки случаи, когда человек переходит на вышестоящую должность в другой регион.

Хотя в принципе в каждом регионе субъектовые резервы сформированы, но ища специалиста того или иного уровня, всё равно кроме своего резерва как такового не видишь. Опять же можно было через площадку федерального кадрового резерва помогать как-то людям переход делать, соответственно, продумать какие-то схемы, может быть, социальной поддержки, как-то с семьёй решать вопросы, может быть, дополнительно предоставление жилья, потому что это тоже большая проблема на сегодня, и какая-то гарантированная, может быть, на год или два возможность трудоустройства. Потому что люди тоже боятся: сейчас что-то предложат, завтра руководство поменяется, и куда? В свой регион не вернёшься, там уже не нужен. Бывают такие ситуации, такие проблемы. Поэтому как предложение: продумать какой-то переход (у нас в нашей работе это было предложением), и вертикальные и горизонтальные связи и понятные лифты. Если человек пришёл на муниципальную службу, и он карьерист, он подходит по критериям, у него есть определённый набор компетенций, требуемых для того или иного уровня резерва, почему бы ему тоже не переходить с соответствующим дальнейшим и карьерным продвижением. На мой взгляд, использование такого интеллектуального потенциала государственных служащих будет полезно в целом и для страны.

И от себя лично хочу сказать большое спасибо Вам, Дмитрий Анатольевич, за то, что у нас есть возможность и развиваться, и учиться, и верить в то, что нас ждут великие дела и карьерные свершения. А ребятам из базового перспективного уровня от человека, который уже отучился, я желаю хороших учебных именно занятий, отличных, интересных проектов и для вас, может быть, и для ваших направлений, и для России в целом, и, соответственно, кадровых продвижений всем! Спасибо!

Д.Медведев: Спасибо. Проблема перемещения по вертикали, по горизонтали действительно существует. Она в целом является отражением слабой мобильности передвижения людей в нашей стране. Это как-то у нас ещё, может быть, со времён крепостного права было. Правда, в советские времена была ситуация другая, но тогда, понятно, все решения принимались определённым образом и определённой политической силой. Очень легко себе можно было представить, когда первый секретарь какого-нибудь обкома партии становился первым секретарём какого-нибудь другого обкома партии.

Я сейчас сидел и вспоминал: у нас есть за последнее десятилетие, наверное, всего один случай, когда губернатор одной области стал губернатором другой области, и притом вполне успешный губернатор. Но мы на это не шли, а это вообще-то не очень правильно. Так это губернатор, это всё-таки уже высшее должностное лицо субъекта Федерации. А что говорить о ситуациях более простых, когда речь идёт о перетоке, например, людей из одного региона в другой на руководящие позиции… Конечно, это связано с социальным обустройством, это всё непросто, но при желании всё-таки решаемо. Есть подобный опыт, он существует в судебной системе. Это я знаю точно, потому что действительно очень часто руководителей судебных инстанций переводили из одного региона в другой, и это, кстати, правильно, для того чтобы обеспечить необходимую степень независимости судьи, потому что судья тоже человек, он обрастает связями и так далее.

Но в целом об этом нужно подумать. Что касается вертикальных перемещений, это более сложная тема, потому что вертикальные перемещения – это всегда оценка. Если тебя зовут наверх, значит, тебя не только заметили, но и признали в тебе навыки руководителя, которого можно повышать. Тем не менее здесь должны быть не только неформальные механизмы (понравился губернатору или министру понравился – тебя забрали из региона), но всё-таки должны быть и какие-то формализованные вещи. Как минимум, например, чтобы губернатор мог представить некоторое количество людей, допустим, в федеральное Правительство, рекомендуя их на какие-то позиции в министерстве. Причём желательно, чтобы это были не слабые люди, от которых он хотел бы избавиться, а всё-таки сильные люди.

Любой разумный губернатор, конечно, в этом заинтересован, потому что жизнь есть жизнь, всё равно такие люди, вольно или невольно, немножко помогают своему региону: так жизнь устроена, это нормально абсолютно. То же самое должно быть во взаимоотношениях между губернатором и муниципалитетами. Руководители муниципальных образований должны говорить: «У меня есть такой-то или такая-то, которого вполне можно было бы на соответствующую позицию назначить». А если он об этом не говорит, то он должен как минимум такой список иметь. Давайте продумаем, если это можно формализовать, можно попробовать это сделать.