Взрывы на полигоне Ашулук

21 ноября 2012

Взрывы на полигоне Ашулук

На прошлой неделе взрыв в Харабалинском районе спровоцировал подземные толчки в отдельных районах области.

Астраханские власти настаивают, что на полигоне Ашулук была нарушена технология уничтожения боеприпасов. В свою очередь руководство Западного военного округа опровергает эту информацию.
В четверг около 18 часов в единую дежурно-диспетчерскую службу «112» стали поступать звонки от обеспокоенных граждан. Подземные толчки, которые зафиксировали сотрудники МЧС, ощутили жители не только области, но и города. Как выяснили специалисты ГУ МЧС по Астраханской области, источником землетрясения стали подрывы на полигоне Ашулук, производимые для уничтожении боеприпасов.
Военные опровергают эти сведения. Как пояснили «Горожанину» в штабе Западного военного округа (Санкт-Петербург), никаких нарушений военными не допускалось с тех пор, как в апреле по этому поводу была достигнута договоренность с губернатором. Уничтожение боевых отходов производится в будние дни в светлое время суток. «Если бы Астрахань трясло из-за подрывных работ на Ашулуке, то находящийся рядом с полигоном населенный пункт Тамбовка напоминал бы руины. Законы физики для всех одинаковы как на юге, так и на северо-западе России. Ключ к решению проблемы надо искать в показаниях сейсмолаборатории», — комментирует пресс-секретарь командующего ЗВО Андрей Бобрун. По его словам, если и было землетрясение, то это природное явление, которое не может быть вызвано действиями военных.
Однако ученые уверяют, что в нашем регионе могут быть только техногенные землетрясения, но никак не природные. «У нас большая подушка осадочных пород, почти 20 км. Правда, толчки до нас доходили, когда эпицентры находились в южном Каспии и других ближайших районах, — поясняет ученый секретарь Астраханского отделения «Русского географического общества» Илья Головачев. По его словам, подрывы на полигоне могут спровоцировать землетрясение. «Нужно знать, в каких объемах «рвут»: Одно дело, сколько нам официально говорят, другое — сколько на самом деле», — добавляет Илья Головачев.

Вторая проблема полигона, вытекающая из первой, — привлечение солдат-срочников для погрузо-разгрузочных работ со старыми боеприпасами — до сих пор остается нерешенной. Аппарат уполномоченного по правам человека в Астраханской области и столичные омбудсмены неоднократно поднимали вопрос о незаконности использования срочников в качестве такелажников. Военное руководство планировало формирование специального полка. Но, как отмечают эксперты, с учетом того, что контрактникам необходимо платить суточные, командировочные, деньги за ненормированный рабочий день, военные не спешат с решением данного вопроса по экономическим причинам. Дешевле такелажные работы поручить срочникам, а подрывы — офицерам. Правозащитники также
обеспокоены и экологическим вопросом: есть ли радиоактивный фон от рвущихся боеприпасов. «До настоящего времени экспертизу по данному вопросу никто из гражданских учреждений не провел, — говорит эксперт по правовым вопросам Астраханского комитета солдатских матерей Анатолий Салин. — Якобы где-то военные проводили, но при подходе Минобороны с его политикой замалчивания для объективной оценки необходима независимая экспертиза».
Сами военные полагают, что подвижки по этим вопросам все же стоит ожидать. «В связи с последними изменениями в вооруженных силах будут приняты какие-то решения, в ближайшей перспективе, скорее всего, новым министром обороны будут сделаны заявления», — сообщили нам в пресс-службе ЗВО.